Звери . net - портал о домашних животных - собаки, кошки, попугаи, хомячки  
Звери . Нет - домашние животные Собаки, щенки разных пород, кобели, суки кошки, коты, котята попугаи, попугайчики, волнистые попугаи ара доска объявлений о продаже животных Звери . net - портал о домашних животных - собаки, кошки, попугаи, хомячки хомяки, хомячки, хомы рептилии - черепахи, змеи аквариум, рыбы, рыбки грызуны, хомяки,хомячки, морские свинки, шиншиллы Звери . Нет - домашние животные
Раздел о СОБАКАХ...
Звери . net - портал о домашних животных - собаки, кошки, попугаи, хомячки
Найти на сайте:
     

добавить в избранное сайт о домашних животных В избранное!
нас добавили уже 3570 человек...
Основы

 Вначале
 В дальнейшем
 Популярные породы
 Интересные породы
 Японские породы
 Все о терьерах
 Редкие породы
 Щенки
 Уход за собакой
 Поведение собак
 Воспитание
 Дрессировка
 Здоровье собаки
 Анатомия
 Болезни собак
 Кормление
 Размножение
 Кастрация
 Старость собаки
 Законодательство


Кинологам

 ЗВЕРИНЫЙ ФОРУМ
 Выставки собак
 Где содержать собак
 Клубы кинологов


Дополнительно

 Собаки - поводыри
 Брошенные
 Фотоальбом
 Тексты о собаках
 Любопытные факты
 Ссылки









Некоторые аспекты изучения поведения собак

     С самых далеких исторических времен животные являются постоянными спутниками человека. Одни снабжают нас едой и одеждой, другие наносят ущерб нашему хозяйству, третьи служат верными помощниками в труде, четвертые украшают наш досуг. И буквально все, что связывает человека с миром животных, имеет отношение к их поведению. Именно особенностями своего поведения собака привлекла внимание человека.
      Человек на протяжении долгого времени одомашнивал собаку, приспосабливая ее к своим потребностям, к своему быту и во многом очеловечивая ее. Тем не менее поведение собаки продолжает подчиняться всем тем закономерностям, которые характерны для других животных.
      Поведение животных - это способ их адаптации к окружающей среде при помощи активного перемещения и общения между особями, обеспечивающий выживание и успешное воспроизведение как отдельного животного, так и вида в целом. Если жизнь - наиболее сложная форма существования материи, то поведение - наиболее сложное проявление жизнедеятельности. Все, что происходит в организме животного - физические, химические, физиологические процессы, в конечном итоге проявляется во внешней его активности, в поведении. И наоборот, именно поведение обеспечивает нормальное отправление всех жизненных функций. Исключительная сложность поведенческих актов предполагает многосторонний подход к его изучению.
      При изучении поведения можно выделить три основных элементарных типа поведенческих актов.
      1. Инстинкты - это врожденные, шаблонно выполняющиеся акты поведения, которые проявляются в ответ на действие строго специфических раздражителей, как правило, при первой же встрече с ними. Так, например, первая реакция новорожденного щенка - это поиск соска матери; самка, впервые рожающая детеныша, без всякого обучения начинает его вылизывать, перекусывает пуповину, съедает послед и т. д.
      Пищевой, половой, оборонительный, ориентировочный, материнский и некоторые другие, более специальные инстинкты служат той врожденной основой, на которой строится все дальнейшее поведение.
      2. Акты поведения, формирующиеся на основе обучения. Эти элементы обучения в отличие от инстинктов быстро возникают в случае повторения конкретных жизненных ситуаций. К этой категории можно отнести хорошо известные собаководам условные рефлексы. При их образовании нейтральный раздражитель приобретает сигнальное значение для животного в результате сочетания с раздражителем, вызывающим инстинктивную реакцию. Вся дрессировка животных основана именно на таком сочетании.
      3. Элементарная рассудочная деятельность. Каждый человек, имеющий дело с животными и особенно с собаками, рано или поздно сталкивается с такими формами поведения, объяснить которые только сочетанием условных и безусловных рефлексов невозможно. У высших животных на базе их общения, постоянного усложнения поведения возникают элементы рассудочной деятельности, способность к обобщениям, абстрагированию, предугадыванию событий.
      Если мы обратимся к классикам естествознания, то увидим, что крупнейшие биологи и философы считали, что некоторые элементы разума существуют и у животных. Этот вывод уже около 100 лет назад сделал Ч. Дарвин, указывая на то, что высшие животные, так же как и человек, обладают памятью, воображением и разумом. При этом Дарвин рассматривал поведение и психику животных как предысторию человеческого разума. Ф. Энгельс писал о том, что у животных способность к сознательным действиям развивается в соответствии с развитием нервной системы и достигает у млекопитающих достаточно высокой ступени. Экспериментальному изучению элементарной рассудочной деятельности животных посвящены исследования таких крупных ученых, как В. Вагнер, В. Келер, Р. Иеркс, Н. Лодыгина-Котс, Г. З. Рогинский.
      Противники признания у животных элементов рассудочной деятельности нередко ссылаются на авторитет крупнейшего советского физиолога И. П. Павлова, якобы отрицающего наличие у животных каких-либо зачатков конкретного мышления. Действительно, И. П. Павлов был противником антропоморфизма в исследовании по ведения животных. Он не отрицал наличие элементов мышления у животных, имеющих черты сходства с мышлением человека, однако он был ярым противником нефизиологического объяснения этого процесса.
      Исследованию этой сложной проблемы посвящены работы члена-корреспондента АН СССР, профессора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Л. В. Крушинского. Он полагает, что наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности животных - их способность улавливать простейшие законы, которые связывают предметы и явления окружающей среды, и возможность использования этих законов при поведении в новых ситуациях. В том, что животное сразу, без специального обучения может принять правильное решение, и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности как приспособительного механизма в многообразных, постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Этот способ приспособления организма в среде возможен только у животных с хорошо развитой нервной системой.
      Изучение элементарной рассудочной деятельности очень сложное дело, прежде всего из-за трудности подбора тестов, с помощью которых ее можно объективна оценить.
      В лаборатории Л. В. Крушинского проводится экспериментальное изучение элементарной рассудочной деятельности животных с помощью двух объективных тестов. Первый из них - способность к экстраполяции направления движения. Под этим математическим термином понимается способность животного по начальному направлению движения пищевого раздражителя определить его дальнейший путь за преградой. Мысль о возможности проведения этого эксперимента в лаборатории пришла после наблюдения за поведением охотничьей собаки. Собака шла с помощью верхнего чутья за бегущей по земле птицей, птица забежала в куст и там затаилась. Собака обежала куст и приняла стойку, как бы преградив птице дорогу, т. е. как бы продолжила линию движения птицы.
      В другом случае по направлению, перпендикулярному пути бегущей собаки, двигался грузовик. Если бы собака продолжала двигаться в том же темпе, она через несколько секунд оказалась бы под колесами автомобиля. Однако собака ускорила бег и успела пробежать место пересечения путей еще до того, как машина достигла его. Затем животное снова побежало с прежней скоростью.
      И в первом, и во втором случаях собакам пришлось экстраполировать, т. е. прогнозировать дальнейший ход события.
      Изучение способности животных к экстраполяции в лаборатории осуществлялось следующим образом.
      Животному давали корм через вертикальную щель, находящуюся в середине непрозрачной ширмы, за которой рядом стояли две кормушки: опытная с кормом и контрольная - пустая. После того как животное в течение нескольких секунд ело через щель, кормушки начинали раздвигать в разные стороны до тех пор, пока они не скрывались за непрозрачными клапанами. Чтобы найти исчезнувший корм, животное должно экстраполировать направление движения корма и обойти ширму а соответствующей стороны. В случае решения этой задачи ее усложняли при помощи приставок, цель которых - изменить путь от щели к корму. В этом случае животному необходимо было не только правильно выбрать направление движения приманки, но и сделать поправку на подражателю и окружающей его обстановке.
      Проведенные исследования показали, что животные разных видов по-разному решали предложенные им задачи. Результаты соответствовали уровню развития мозга данного вида. Собаки оказались в числе наиболее способных (намного лучше кошек и серебристо-черных лисиц, но несколько хуже волков и медведей).
      Второй тест, используемый в лаборатории - определяет способность животных оценивать некоторые геометрические свойства предметов (оперирование эмпирической размерностью фигур). Опыты с собаками ставились следующим образом.
      В помещении ставились рядом герметически закрывающийся цилиндр, пирамида и треугольная плоскость (равная плоскости одной из граней пирамиды). После того как собака в течение нескольких секунд принимала пищу из цилиндра, помещенного между непрозрачным экраном и глухой стеной, ее отводили и привязывали к приколу, находящемуся в восьми-девяти метрах от центра экрана. Хозяин собаки шел за непрозрачный экран и помещал цилиндр с пищей в пирамиду. Затем, взяв пирамиду или треугольную плоскость, он шел вдоль глухой стены, вращая при этом фигуру. На расстоянии десяти - двенадцати метров от экрана ставил фигуру за укрытие. Такая же процедура проводилась с другой фигурой которую помещали за укрытие с противоположной стороны от экрана. Собаку спускали с поводка. В течение одной минуты ей предоставлялась возможность выбрать сторону, куда была унесена объемная фигура: когда собака находила объемную фигур ее не поощряли кормом из нее. Так исключалась возможность установления ассоциации между объемной фигурой и кормом. С каждой собакой ставилось два опыта. Во втором опыте последовательность и направление уноса корма менялись. Спущенные с поводка животные, как правило, направлялись к месту подкормки за ширмой. Не найдя там корма, большинство собак бежало за укрытие, где находилась одна из фигур. Это показывало, что исчезновение корма за ширмой они связывали с перемещением фигур за укрытие. В ходе опытов было выявлено, что для собак эта задача представляла довольно значительную трудность, но тем не менее в ряде случаев она была решена. А при многократных повторениях все собаки справлялись с задачей. Более высокие, чем у собак, результаты доказали дельфины и обезьяны.
      Эти два теста, несомненно, лишь частные случаи во всем многообразии проявления элементарной рассудочной деятельности. Однако еще раз подчеркиваем, что придумать задачу, которая бы удовлетворяла требованиям эксперимента и подходила бы для животных разных видов, - очень сложно.
      Говоря об элементарной рассудочной деятельности животных, нельзя забывать о том, что она качественно отлична от человеческого мышления. Следует помнить к о том, что люди часто склонны переоценивать способности своих любимцев и приписывать им не существующие на самом деле способности. Поэтому нужно с большой осторожностью оценивать рассказы очевидцев о том или. другом поступке собаки.
      Все три описанные выше параметра поведения - инстинкты, обучение и элементарная рассудочная деятельность - тесно взаимодействуют друг с другом. В экологическом аспекте значение их различно. Врожденные компоненты обеспечивают стабильность системы поведенческого репертуара, характерного для определенного вида. На их основе осуществляются адаптации к медленно и закономерно протекающим изменениям внешней среды, как, например, смена времен года или чередование дня и ночи. Обучение и элементарная рассудочная деятельность. обеспечивают лабильность поведения и позволяют животным адаптироваться к быстро изменяющимся факторам среды. Таким образом, поведение - это сложная интегрированная форма деятельности, основанная на взаимодействии инстинктов, обучения и элементарной рассудочной деятельности.
      При изучении поведения важное значение имеет степень врожденности того или другого акта поведения. Исследователей привлекает наличие у собак разных пород, характерных форм поведения. Например, американский ученый Уитней исследовал наследование гона у гончих собак, всегда гоняющих зверя с лаем, с породами собак, не лающих на следу зверя. В первом поколении рождались лающие на следу собаки. Во втором поколении наблюдалось расщепление на лающих и не лающих на следу собак. Таким образом, способность подавать голос оказалась доминантной, в то же время интонация голоса, характерная для гончих, гибридами не наследовалась.
      Доминирующим признаком оказалась и манера разыскивать дичь с помощью верхнего чутья, характерного для подружейных собак. Гибриды, полученные от скрещивания их с гончими, наследовали эту способность.
      Манера молодых немецких легавых преследовать добычу с подлаиванием оказалась рецессивной по отношению к молчаливому способу охоты, характерному для пойнтеров.
      Известно, что различные породы собак по-разному относятся к воде. Гибридологический анализ выявил, что любовь к купанию и плаванию в воде типичная для ньюфаундлендов и спаниелей, доминирует при скрещивании собак этих пород с породами собак, не имеющих склонности к воде.
      Генотипические факторы играют большую роль в формировании оборонительного поведения собак. Как известно, оборонительное поведение животных выражается в двух формах: пассивно и активно оборонительной. Пассивно оборонительная реакция проявляется в боязни различных новых раздражителей. Особенно большую и постоянную боязнь проявляют собаки по отношению к незнакомому человеку. Активно оборонительная реакция, или, как ее назвал И. П. Павлов, сторожевой рефлекс наиболее ярко проявляется также по отношению к незнакомым для собаки людям. Активно оборонительная реакция у собак выражается в двух формах: в виде облаивания незнакомого человека, однако без попыток укусить его и с попыткой укусить. И наконец, у собаки может полностью отсутствовать активно оборонительная реакция по отношению к человеку.
      Проведенные исследования показали, что в проявлении оборонительных реакций генотипические факторы играют существенную роль. Другим важным фактором в формировании оборонительного поведения животных оказались условия, в которых оно выращено.
      Первой работой в этом направлении была работа С. Н. Выржиковского и Ф. П. Майорова, проведенная по инициативе и под руководством И. П. Павлова. Ими были воспитаны две группы щенков: одна в условиях полной свободы, другая - в изоляции. Животные, выросшие в изоляции, оказались трусливыми. Подобные опыты, проводимые другими учеными, подтвердили огромную роль условий воспитания на формирование поведения. Мало обогащенная среда создает условия для проявления трусости а обогащенная среда способствует формированию агрессивного поведения. Однако условия воспитания оказывают свое влияние на характер формирования в определенных пределах, обусловленных генетически. Так, у собак некоторых пород (эрдельтерьеры, доберман-пинчеры), несмотря на изолированные условия воспитания, трусливое поведение было выражено значительно слабее, чем у немецких овчарок, которые очень предрасположены к проявлению пассивно-оборонительной реакции. Проявление и выражение оборонительных находится в большой зависимости от уровня возбудимости нервной системы: чем выше возбудимость, тем интенсивнее выражена оборонительная реакция у животного. При этом возбудимость - это также генетически обусловленное свойство организма.
      Интересным примером в этом отношении служат гибриды между волками и собаками. Все исследователи, имевшие дело с такими гибридами, отмечают чрезвычайную их пугливость и боязнь новых предметов, гораздо более выраженную, чем у волков. Причем это характерно и для гибридов второго, третьего, четвертого поколений. Что же происходит? Оказывается, гибриды наследуют от волков совершенно естественную пассивно-оборонительную реакцию на человека и его окружение, а от собак - повышенную возбудимость центральной нервной системы. При этой комбинации происходит усиление выражения пассивно-оборонительной реакции, что и является причиной ее более резкого выражения у гибридов по сравнению с волками. Именно поэтому терпят неудачу все попытки улучшить породы собак волчьей кровью, которые время от времени предпринимаются неопытными собаководами. Такой же эффект дают и скрещивания между собой различных пород собак. При гибридизации собак разных пород с целью улучшения или выведении новых пород собаководам следует помнить об этой возможности.
      Еще одной генетически обусловленной способностью собак является способность к апортировке. Эта реакция широко используется у охотничьих собак для подноса и выноса из воды убитой дичи Она используется и у розыскных собак для подноса проводнику найденных на следу вещей, стреляных гильз и т. д.
      Известно, например, что пойнтеры хуже дрессируются апортировке, чем континентальные легавые и спаниели. Среди охотничьих собак имеется даже специально выведенная для апортировки убитой дичи порода - ретриверы. Собаки этой породы очень легко обучаются под носить дичь и обладают свойством совершенно ее не мять,
      Всем, кто имеет отношение к собаководству, следует, помнить, что собака - животное общественное и, следовательно, ее поведение социально. Социальное поведение собак изучено слабее, чем поведение их диких сородичей: волков, гиеновых собак. Одно ясно - законы, царящие в сообществах этих зверей, аналогичны собачьим.
      Проведенные исследования дали возможность узнать о характере отношений, складывающихся в сообществе пяти пород собак: африканских охотничьих собак (бассенджи), фокстерьеров, шотландских овчарок (колли), французских гончих (бигль) и коккер-спаниелей. Оказалось, что фокстерьеры наиболее агрессивны, за ними следуют басенджи и колли; французские гончие и коккеры наименее агрессивны. Иерархические отношения у фокстерьеров и колли приводят к уменьшению драк в сообществе этих собак. Однако среди африканских собак драки имеют место, несмотря на наличие у них в сообществе определенной иерархии. В сообществах коккер-спаниелей и французских гончих драк не бывает, что обусловливается слабо развитой агрессивностью собак этих пород.
      Когда мы берем месячного щенка из сообщества собак и помещаем его в сообщество людей, последнее заменяет выросшей собаке ее семейную группу. Об этом мы должны помнить и это должно еще раз напоминать нам о той ответственности, которую мы несем за живое существо, попавшее к нам в дом.
     
      М. Н. Сотская, кандидат биологических наук





автор | пресса | связаться
©Copyright 2004 - 2024.
Использование материалов только с разрешения авторов сайта!